28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Поиск
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 ОБЩЕСТВО
Русский репортер: Интересное время
слушать


От редакции
Свободное время и прекрасно, и опасно. Как все свободное. Поэтому общество, которое оставляет массы людей самостоятельно размышлять о том, чем бы заняться, безусловно, обречено на катаклизмы. Какая-то часть народа в таких ситуациях непременно начинает собираться в кучки, в массе своей независимые от правительства, в том числе и прямо революционные. А большинство предаются саморазрушению и моральному разложению. И то и другое нехорошо.

Впрочем, эта проблема существовала всегда, но до начала ХХ века была такой же привилегией высшего общества, как мигрень, творчество и тому подобное. Однако по итогам Второй мировой войны пролетариат добился второго выходного, оплачиваемого отпуска и восьмичасовой рабочей недели, и свободное время, как предсказывал Карл Маркс, стало общим достоянием. Вот только вопрос, что с этим делать, остался открытым.

Почему же все до сих пор не рухнуло?

Ну, во-первых, в 60−е годы не обошлось без волнений и революций (как, впрочем, и без множества культурных и научных достижений). А во-вторых, общество стало предлагать людям разнообразные способы более-менее безопасного и в разной степени осмысленного убийства свободного времени: от телевизора и интернета до индустрии туризма и развлечений. Это постоянный сложный и многообразный потребительский выбор. Да и все попытки уничтожить такой высокоэффективный способ убийства времени, как пьянство, еще никогда ничем хорошим не кончались.

Но алкоголизм, как известно, вреден для здоровья, а бесконечное торчание у телевизора приводит к ожирению. Таким образом, в обществе потребления с трудом завоеванное на полях социальных войн и технического прогресса свободное время мало того, что уничтожается без всякого смысла, так еще и приводит к негативным последствиям.

Лучший способ найти свободное время — это точно знать, как его употребить. Этот парадокс здорово иллюстрируется тем, как в XVII веке решил проблему философ Рене Декарт. Будучи аристократом, он имел свободное время в большом количестве. Но и в те времена задача распорядиться им была довольно хлопотной и трудоемкой. Дворянин обязан был «жить в обществе» или, проще говоря, тусоваться. Тогда, как, впрочем, и сейчас, это было не совсем уж пустым занятием: во-первых, в кружках и салонах формировалось общественное мнение, во-вторых, рождалось множество будущих политических, культурных и научных теорий и практик.

Но Декарта вся эта деятельность мало привлекала, а бесконечные визиты друзей и знакомых просто раздражали, поскольку он как раз придумывал философию Нового времени, которая впоследствии и открыла путь наукам и просвещению. Так вот, Декарт, чтобы освободиться от ненужной суеты, записался в армию, то есть нашел себе работу именно для того, чтобы обрести свободное время. По преданию, как раз в походе, устроившись внутри еще теплой печи (он очень любил тепло), Декарт в целом и создал свою философию.

Мораль, конечно, не в том, что надо убегать и скрываться от общества, а в том, что, как только у вас появляются стóящие цель и дело, время на них тем или иным способом находится. В общем, как сказал Акутагава: «Делать — не трудно. Трудно желать. По крайней мере желать то, что стоит делать».

Источник: http://www.rusrep.ru/2010/31/vremya_editorial/
Дата: 2010-08-16
WWF Russia.
PodcastAlley.com каналы Яндекс Add to Google