28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 НАУКА
GZT.RU: Глаз может видеть без палочек и колбочек
слушать

Алексей Тимошенко
Исследование ученых из университета Джона Хопкинса опубликовано в журнале Neuron. Для того, чтобы выяснить, как же мыши могут видеть без основных типов светочувствительных клеток и даже просто для того, чтобы выявить сам этот факт, специалистам пришлось применить комбинацию из самых современных и сложных методов исследования.

Слепые мутанты

Прежде всего ученым потребовалось получить мышь, которая была бы не просто слепой, а у которой бы не работали палочки и колбочки. Напомним, что палочки воспринимают яркость и имеют большую чувствительность, а колбочки разделяют цвета, но зато требуют больше света, эти два типа клеток используют разные типы родопсинов – веществ, реагирующих на свет.

Мыши, слепота которых была бы обусловлена иными причинами, не годились— и единственным способом получить требуемых животных была генная инженерия. Удаление генов Gnat1 и Gnat3, кодирующих особые ферменты, связанные с работой родопсина, дало требуемый эффект— и это была лишь малая часть работы.

Проверка, проверка и еще раз проверка

Но мыши, у которых методами генной инженерии вывели из строя палочки и колбочки, все-таки что-то видели. Сразу возникает вопрос: где гарантия того, что специалисты по генной инженерии сделали свою работу именно так, как было заявлено? А может, мышей вовсе перепутали, привезли в лабораторию каких-нибудь других животных? Или, может, у молекулярных биологов были неверные представления о том, что же необходимо для работы палочек и колбочек?

Чтобы ответить на все эти вопросы (а им посвящена большая часть оригинальной статьи) биологи проследили связи между нервными клетками и клетками сетчатки.

Понять, насколько сложной была эта задача, поможет сравнение. Представьте себе клубок из десятков тысяч нитей, к концу каждой из которых привязаны пуговицы, и, вдобавок, сам клубок залит клеем так, что распутать его нельзя. И все же установить, какие пары пуговиц связаны одной ниткой— задача более простая, чем та, которую пришлось решать билологам, ведь пуговицы и нитки хотя бы видны невооруженным глазом!

На помощь снова пришла генная инженерия. Исследователи специально заказали сразу несколько линий лабораторных мышей, включая мышей линии Brainbow— каждая нервная клетка которых синтезировала свою комбинацию флуоресцентных белков и тем самым окрашивалась в свой цвет. Это позволило отследить нервные связи между сетчаткой и мозгом... правда, снова с целым рядом дополнительных ухищрений.

Подтверждение догадки

Как удалось установить после кропотливого изучения связей между клетками (а заодно и электрофизиологической проверки, исследователи смогли поймать электрические импульсы клеток), роль палочек и колбочек отчасти берут на себя светочувствительные клетки иного типа.

Способность клеток типа ipRGC, они же фоточувствительные ганглиозные клетки сетчатки, воспринимать свет была открыта в 1990-х годах, но со зрением тогда это не связали, решив, что их число слишком уж мало для полноценного участия в формировании картинки. Роль этих клеток сводили к общей реакции на свет на уровне циклов сна и бодрствования— и, как выяснилось сейчас, совершенно зря.

Детальное исследование нескольких подтипов этих клеток достаточно убедительно свидетельствует в пользу того, что они могут формировать пусть очень низкого качества, но все-таки изображение. ТАк что, если палочки с колбочками не работают, то это еще не означает слепоту.

Оправданная жестокость

В завершении рассказа стоит упомянуть одну деталь, которая обычно не афишируется учеными, а у некоторых далеких от науки людей вызывает крайне неоднозначные эмоции. В разделе «Методы», который есть в каждой научной статье, упоминается, что на определенном этапе, когда требовалось показать, что выбранная учеными система клеточных меток действительно работает, мышей ослепляли окончательно. Под общим наркозом грызунам удалили глаза, после чего еще три недели животные жили вслепую, через три недели ослепления никаких меток их нейроны уже не содержали.

Жестоко? Согласно принятым нормам— да, такие опыты никто не даст делать просто так, на них требуется специальное разрешение, выдаваемое лишь при обосновании совершаемых манипуляций. И обоснование в данном случае было весьма веским: некоторое число ослепленных мышей позволило доказать то, что вся сложная и кропотливая работа проделана корректно, ее результаты заслуживают внимания. В том числе и внимания врачей, ищущих способы преодоления слепоты.

По словам Самера Хаттара, одного из проведших серию экспериментов ученых, сейчас есть надежда на то, что хотя бы малая часть практически слепых людей сможет развить способность использовать свои ipRGC-клетки. Для самых простых действий, где не требуется высокая острота зрения, этого могло бы быть достаточно.

Источник: http://www.gzt.ru/topnews/science/-glaz-mozhet-videtj-bez-palochek-i-kolbochek-/315213.html?from=1columndownfromindex