28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Поиск
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 ЭКОНОМИКА
Эксперт: Смерть динозавров
слушать


Александр Кокшаров
Еще три года назад Мадонна, одна из самых знаменитых поп-звезд, решила прекратить 25−летнее сотрудничество со студией Warner Music, продавшей 200 млн ее пластинок и дисков. Взамен певица подписала сделку на 120 млн долларов с Live Nation, крупнейшей в мире компанией — организатором концертов. Это решение Мадонны, которая известна умением улавливать и формировать новые тенденции, стало поворотным моментом в индустрии музыки. Ведь вслед за ней один за другим с Live Nation стали работать и другие исполнители. Демарш Мадонны стал очередным напоминанием «большой четверке» музыкального бизнеса — студиям Universal Music, Warner Music, Sony BMG и EMI — о глубоком кризисе сложившейся за последние полвека отрасли.

Традиционные музыкальные ритейлеры, такие как британская сеть HMV, вынуждены менять стратегию своего бизнеса, активно диверсифицируя товарную линейку. Постоянное падение продаж дисков, рост несанкционированного обмена музыкальными файлами в интернете ведут к ослаблению позиций ключевых студий. Иерархическая музыкальная индустрия умирает, а на ее руинах возникает новая система, которая работает по другим принципам. Самым неожиданным в этой системе оказалось то, что снижение продаж дисков не привело к сокращению доходов самих музыкантов. Так, Эдгар Бронфман, председатель Warner Music, в одном предложении обобщил происходящие в мире музыки изменения: «Музыкальная индустрия не умирает. Умирает индустрия звукозаписи».

Новая расстановка сил

Перемены в музыкальной отрасли серьезно изменили складывавшийся десятилетиями баланс сил среди игроков этого рынка. Ведущие музыкальные ритейлеры (например, Tower Records, некогда оказавший серьезное влияние на отрасль) обанкротились — сегодня продажи дисков с музыкой в основном осуществляются через универсальную розницу (например, Wal-Mart или Tesco) или же через интернет-сайты (например, Amazon). Сами исполнители преимущественно зависят от концертных выступлений и рекламных контрактов, а не от записи альбомов. «Если в конце 1990−х исполнителям около 70 процентов доходов давали продажи альбомов, то сегодня их доля упала до 30 процентов. Главным источником доходов стали живые концерты», — делится с «Экспертом» Амир Хуссейн, аналитик Universal Music Group.

Некоторые исполнители рассматривают выпуск альбомов всего лишь как средство маркетинга концертов. Так, британский певец Принц в 2007 году поверг звукозаписывающие студии в шок, выпустив свой новый альбом в качестве бесплатного приложения к одной из воскресных газет. После этого он провел 21 концерт в Лондоне, на которых собрал более 8,2 млн долларов на одних билетах. Как следствие, исполнители стали следовать примеру Мадонны и подписывать так называемые 360 degree contract (контракт «в 360 градусов»). В этом случае лейбл берет на себя все немузыкальные обязанности — запись, сведение, мастеринг, печать, промоушен, ротацию, концерты, туры, выпуск рекламной продукции и т. д., а музыканты только сочиняют песни и играют их с музыкальными промоутерами, такими как Live Nation (которая доминирует на рынке организации туров и владеет многочисленными концертными площадками в Северной Америке и Европе).

Чтобы не отставать, такие же контракты «в 360 градусов» с исполнителями принялись подписывать и звукозаписывающие студии. Но изменившийся рынок привел к тому, что некоторые из молодых певцов и групп перестали рассматривать «контракт на звукозапись» с крупной студией как часть своего бизнес-плана. Ведь недорогое оборудование и программное обеспечение сегодня позволяют записывать качественную музыку дома и распространять ее через интернет по всему миру. Взять основанную в 2007 году двумя шведами социальную сеть soundcloud.com, насчитывающую 1,3 млн пользователей. Музыканты выкладывают туда свои песни: прослушивать их все можно бесплатно, а вот скачивать понравившуюся на плеер — не всегда. И это действительно эффективный инструмент промоушена: на soundcloud.com тусуются и продюсеры, и диджеи самых популярных радиостанций в поисках новых трендов и исполнителей.

Историй успеха уже хватает. Например, британская рок-группа Arctic Monkeys сначала выкладывала свои записи в интернет для бесплатного скачивания. После того как десятки и сотни тысяч поклонников скачали их песни, это привлекло внимание радиостанций и прессы. Результат — контракты на запись альбомов со студиями. Однако основным источником доходов для группы остаются концертные выступления, как и на заре карьеры.

С развитием технологий кроме удешевления самой звукозаписи резко уменьшились затраты на производство музыки. Хотя компакт-диски обходились студиям совсем недорого (средняя стоимость производства составляла всего 0,6 доллара), однако требовали расходов на хранение и транспортировку десятков и сотен миллионов единиц. В случае с цифровой музыкой эти расходы близки к нулю. Как утверждается в последнем отчете Института фонографической отрасли (IFPI), уже в 2009 году музыка в цифровом формате составила 27% продаж легального рынка — и этот сегмент продолжает быстро расти, на 9% ежегодно. В США на продажу музыки в виде файлов сегодня приходится уже 43% всех продаж, в 30 странах этот рынок растет в двухзначных цифрах, а на 17 рынках, включая такие крупные, как Австралия и Великобритания, более чем на 40% ежегодно. В результате на 13 рынках общие продажи музыки стали показывать рост — и все благодаря главенству цифрового формата, которому дал жизнь интернет, и, как настаивают студии, борьбе с нелегальным скачиванием файлов.

Хотя интернет и привел к ухудшению положения студий, в выигрыше оказались потребители и исполнители. «Революция в музыкальной отрасли, ставшая возможной из-за технологических прорывов, предоставила потребителям ранее недоступный выбор музыки и открыла многочисленные ниши исполнителям, которые ранее не могли добиться успеха из-за доминирования студий звукозаписи», — говорит Джерри Пейн, старший аналитик консалтинговой компании Marakon Associates. Действительно, по данным IFPI, сегодня потребителям доступны 12 млн музыкальных композиций, предлагаемых более 400 легальными музыкальными серверами по всему миру. Их можно скачать с сервисов, подобных Amazon или iTunes, посмотреть бесплатно в виде музыкальных видеоклипов на YouTube или же прослушать в формате интернет-радио на Deezer или Spotify. Такое разнообразие невозможно было представить еще поколение назад.

Источник: http://www.expert.ru/printissues/expert/2010/31/smert_dinozavrov/
Дата: 2010-08-03
WWF Russia.
PodcastAlley.com каналы Яндекс Add to Google