28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Поиск
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 ЭКОНОМИКА
Ведомости: Цена конкуренции
слушать


Константин Сонин

Президент Медведев захотел узнать, почему молоко так сильно дорожает на пути от коровы к прилавку (закупочная цена для производителей в три раза меньше, чем цена на прилавках). Ответ прост: если в какой-то части производственной цепочки высокая наценка — значит, на рынке соответствующего промежуточного продукта слишком низкая конкуренция. В данном случае один такой рынок бросается в глаза: конкуренция между торговыми сетями у нас в большинстве городов слишком низкая, и потому их маржа слишком высокая. Как узнать, что конкуренция достаточно высока? Во-первых, по ценам, которые в случае конкурентного рынка будут похожи на цены в развитых странах с учетом доходов населения (в Москве, например, они заметно выше). Во-вторых, по смене лидеров рынка и периодическому банкротству проигравших торговых сетей — это естественный признак конкурентного рынка.

Однако это сказать легко «нужно сделать рынки конкурентными». Во-первых, кому нужно? По-настоящему конкуренция больше всего нужна потребителям. Бизнесменов нельзя обвинить в желании получить побольше за свою продукцию или услугу — в этом состоит смысл их деятельности. Странно обвинять их и в том, что они хотят вести свой бизнес в максимально выгодных условиях. Каждому из них хотелось бы, чтобы на рынке их продукции было как можно меньше конкурентов. (При этом, конечно, хотелось бы, чтобы у поставщиков была жесткая конкуренция.) Именно поэтому многие бизнесмены тратят значительные усилия на то, чтобы добиться монопольного положения с помощью законодательных актов или действий регулирующих органов. Совсем свежий пример: информация об обращении трех крупных операторов мобильной связи к руководству страны с просьбой об ограничении конкуренции за 4G-лицензии.

На политиках, задача которых состоит в обеспечении соблюдения интересов большинства населения, лежит ответственность за поддержание конкуренции и, соответственно, низких цен. Конечно, не с каждой монополией нужно бороться — бывает так, что какая-то фирма умеет что-то делать лучше и дешевле, чем другие, и за счет этого является фактическим монополистом. Бороться нужно с административными барьерами, порой довольно причудливыми. Например, угроза неожиданного изменения официальных правил игры — тоже, в сущности, административный барьер, и как его снизить, не строя устойчивых политических институтов, непонятно. Бороться нужно с лоббистами, которые пытаются выстроить эти административные барьеры. (Распространенная практика состоит в том, что фирма, добившаяся конкурентного преимущества на рынке, стремится закрепить его с помощью каких-то формальных актов.) Мерилом успеха будет постоянный приток новых компаний на эти рынки. А вот наказывать фирмы за слишком высокую накрутку цен не нужно: это симптом проблемы, а не проблема. Наказывать за нее — все равно что наказывать организм за высокую температуру. Вместо того чтобы лечить.

Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/243667/cena_konkurencii
Дата: 2010-08-16 job zoeken
WWF Russia.
PodcastAlley.com каналы Яндекс Add to Google