28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Поиск
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 КУЛЬТУРА
Итоги: Страшная сила искусства
слушать


Лидия Ночнева


Не секрет, что звезды классической музыки крайне редко отказывают маэстро Гергиеву. На нынешний фестиваль худрук «Звезд белых ночей» пригласил по обыкновению именитых коллег, восполнив гонорарный бюджет собственной харизмой, и фест расцветили несколько громких премьер. Четыре из них стоят мессы.

«Адская комедия» с участием Джона Малковича стала реверансом широкой публике и откликом на европейский стандарт, лояльный к расширению жанровых планок. Ставил ее австриец Михаэль Штурмингер (постановщик «Идоменея» Моцарта прошлого сезона), уже обкатавший свою «Адскую комедию» в лучших оперных домах мира. Газеты обошли чудесные кадры спектакля, на которых Малкович душит бюстгальтером лучших певиц Мариинского — Анастасию Калагину, Ларису Юдину, Татьяну Павловскую, Ольгу Пудову и Жанну Домбровскую. Но эпатажем дело не ограничилось. Актер представил «списанного» с прототипа серийного убийцу в шикарной рамке барочных и классицистских оперных арий, исполняемых его жертвами под увлеченную игру Мариинского оркестра.

Мрачная история убийцы составляла основу и для «Замка герцога Синяя Борода» Белы Бартока. Оперу художественный лидер фестиваля Валерий Гергиев записал год назад с блистательным актерским составом — Уиллардом Уайтом и Еленой Жидковой, — и грех было не перенести этот опыт из студии в театральный зал. Для антуража привлекли спектакль Английской национальной оперы, и этот «Замок…» режиссера Дэниела Креймера напомнил Мариинский «Поворот винта» Бриттена ощущением экзистенциального ужаса и философских ям, чему сильно способствовал оркестр. Поразил меломанов подзабытый «Аттила» Верди — ураганная мощь партитуры умножилась на истинно скифский темперамент оркестра. Опус Верди тоже не из веселых. Кошмары, призраки, дурные пророчества преследуют героя Аттилу и деву-воительницу Одабеллу. Но совсем уж мрачной эту оперу не назовешь. Обрушившийся гуннами на Италию бич божий наделен колоритными музыкальными темами, а гибель варвара Аттилы от руки героини отсылает к реалиям Италии времен Верди гораздо точнее, чем к античному миру. Масштаб, героический стиль, читаемый в партитуре лязг оружия зачаровывают тем более, что «Аттила» в России больше нигде не идет. И — блокбастер блокбастером, а качество звука притом завораживает энергетикой.

Кроме оперных премьер, на «Звездах белых ночей» традиционно предполагается гранд-алле мировых вокалистов. Этим летом его возглавляли Рене Папе и Стефан Рюгамер, певшие в «Золоте Рейна», плюс сибарит Ферруччо Фурланетто. А еще Натали Дессей и Мария Гулегина. Мариинский, впрочем, не отказался от представления собственных мировых звезд — Анны Нетребко, Ольги Бородиной, Владимира Галузина и Ильдара Абдразакова. Долгожданной балетной премьерой стал легендарный «Спартак» Леонида Якобсона. Здесь театр крупно рисковал: версия Якобсона появилась раньше остальных и для своего времени была настоящим потрясением, объясняющим неистребимую уже долгие годы любовь к «Спартаку» в любой постановке. Мариинский балет сделал ставку на документ: античная вазовая живопись обусловила статику, скульптурность поз, скупость движений и жесткие рамки дозволенного. Якобсон в свое время оживлял фрески и барельефы; Мариинский сегодня шел за ним безоговорочно, воспроизводя гигантские многофигурные ансамбли и не скупясь на статистов. Внимательные ценители не увидели в молодых солистах темперамента легендарных Аллы Шелест или Майи Плисецкой, но облик легендарного возвращенного спектакля все-таки потряс монументальностью и эстетизмом.

Отчеты по итогам главного петербургского феста обычно напоминают победные реляции, и каждый год их градус только вырастает. Почему — понятно: «…ночи» волею судеб назначены единственным фестивалем классической музыки и музыкального театра в России, призванным каждое лето отдуваться за отсутствие у нас зальцбургов, байройтов и прочих изящных излишеств межсезонья. Статус монополиста распирает фестиваль во времени и объеме — в этом году он длился два месяца, собрал дюжину мировых звезд и приготовил пять премьер. Тот же статус обязывает подходить к формированию программ с особым тщанием — более удачные концерты и спектакли могут сочетаться с менее удачными, но второсортной продукции на фестивале просто не бывает.

Источник: http://www.itogi.ru/iskus/2010/31/155235.html
Дата: 2010-08-03
WWF Russia.
PodcastAlley.com каналы Яндекс Add to Google