28 ноября 2010
воскресение
  DAILY podcasts — аудиоприложение к газетам и журналам
Поиск
Архив
итоги, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, московский комсомолец, известия, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета, коммерсант, радиожурнал, власть, деньги, секрет фирмы, автомир, русский репортер, независимая газета, советский спорт, жизнь, аргументы и факты, новая газета, семь дней, лиза, спорт-экспресс, комсомольская правда, журнал, ведомости, газета, известия, обзор сми, труд, финанс, московский комсомолец, российская газета
 КУЛЬТУРА
Итоги: Кадры мешают всё
слушать


Лейла Гучмазова

Десять дней назад в театральном мире запульсировала интрига: вот-вот «уйдут» Леонида Десятникова. Того самого музруководителя Большого, с чьим появлением в театре связывали большие надежды на бархатную революцию. И в том, что касается репертуара, и в сложившейся системе «закулисных» отношений. Год назад по вступлении в должность композитор с европейским именем направо и налево аттестовал себя временщиком. Неосмотрительно, но вполне трезво. Однако вряд ли кто думал, что контракт Десятникова прервется даже раньше означенного в нем августа 2011-го и за его спиной.

Человек с петербургским образованием, учившийся в консерватории у Бориса Тищенко, Десятников впервые появился в Большом в 2005-м как автор оперы «Дети Розенталя». Скандал тогда, как помните, был преувеличенным по масштабу и грубым по режиссуре. Возбужденные «нашисты», воодушевленные старшими товарищами из Госдумы, шумно пикетировали Большой с унитазом в руках. Десятников на все нападки отзывался кротко: «Дума состоит из очень инфантильных людей». К тому моменту он был широко известен в узких кругах: в его активе значились кроме прочего камерные оперы «Бедная Лиза» и задиристая «Браво-брависсимо, пионер Анисимов», кантата «Дар» на стихи Державина и поразительно тонкий вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» на стихи Даниила Хармса и Николая Олейникова. А также музыка к кинофильмам «Закат», «Мания Жизели», «Пленный», «Москва» и другим. Плюс — это важно — лавры одного из самых исполняемых в мире современных российских композиторов. После громкого ухода Александра Ведерникова публике представили Десятникова как нового музыкального руководителя Большого театра. Он уже тогда смотрелся маргиналом в златопарчовых интерьерах. К пресс-конференциям не брился, фраку предпочитал что-то помято-вельветовое, был демократичен, ироничен, интеллигентен. Хочется добавить, слишком.

Формальные итоги работы Десятникова на посту — громадная победа оперы «Воццек» и оглушительный пшик оперетты «Летучая мышь». Балет жил своей жизнью, исправно выпуская скучные премьеры, оркестр — своей. Все основные планы на прошедший и будущий сезон были сверстаны до Десятникова, так что по большому счету он, как герой старой советской комедии, «ничего не сделал, только вошел». Но сам его приход, личные качества и, главное, трезвое понимание своих сил и проблем Большого сулили бархатную революцию. Увы. Год назад Десятников в интервью «Итогам» прозорливо заметил, что в случае преждевременного расторжения контракта он хотя бы не должен платить неустойку. Опять увы. Он ее платит косвенно, ибо работает над балетом «Утраченные иллюзии» с хореографией Алексея Ратманского, премьера которого назначена в Большом на апрель. Затея непростая, ибо превратить роман Бальзака в спектакль о коллективном бессознательном богемы толком не удавалось еще никому. Как ему работается после скоропостижной отставки, закамуфлированной под «собственное желание», понятно без лишних слов. Остается надеяться на фирменное десятниковское чувство юмора. Подозреваю даже, что для него подковерные кадровые решения, о которых он узнал постфактум, — трагедия гораздо меньшая, чем для тех, кто покупает билеты в Большой.

Что касается преемника Десятникова — нового музыкального директора Василия Синайского, то контракт с ним тоже еще не подписан, но, естественно, новые обязанности он будет сочетать с постом главного дирижера Большого театра. Год назад его имя назвали в списке пяти «постоянно приглашенных» маэстро, готовых тесно сотрудничать с Большим. Стало быть, в его лице нашли золотую середину: 63-летний Синайский обошел Лазарева и более молодых Курентзиса, Юровского и Петренко. Дирижер он прекрасный, человек взвешенный, пробивать радикальные проекты и дразнить гусей богемными привычками не будет. Он больше известен как симфонический дирижер, живущий в Европе с семидесятых и не рвущийся в оперу. В начале девяностых — музыкальный директор и главный дирижер оркестра Московской филармонии, главный приглашенный дирижер оркестра Нидерландов, чуть позже главный приглашенный дирижер в престижном месте — оркестре Би-би-си. В этом смысле Василий Синайский вполне вписывается в имперский формат Большого.

Десятников для главного театра страны оказался мягковат — его быстро «переварили». Как и других его предшественников, презентовавших себя в амплуа «либерального руководителя». Алексей Ратманский, Борис Акимов — все они недолго рулили на больших постах в Большом. Акимов же сформулировал главный принцип кадровых перестановок в Большом: «Кампания по снятию тебя с должности начинается в день приказа о назначении».

Но есть и другая сторона. Возможно, смена музыкального руководителя предваряет либо загораживает изменения в контракте генерального директора Большого Анатолия Иксанова. О продлении его полномочий, истекающих в этом году, ходит немало толков: то ли продлевают контракт на два года, то ли на пять, то ли не продлевают вовсе и грядет полная смена администрации аккурат в канун открытия исторической сцены.

Вот и назревает вопрос: может, надо все-таки менять не топ-менеджеров, а всю философию менеджмента в Большом? Скажем, скрупулезно, как на Западе, прописывать в контракте вновь нанимаемых специалистов любого уровня — хоть Десятникова, хоть Синайского, хоть Баренбойма — круг их прав и обязанностей. А озадачив, довести содержание этих не бог весть каких служебных тайн до сведения всех любопытствующих. Тогда в момент расторжения контракта будет понятно, кто мог бы, но не делал, а кто и делал бы, да не мог. Кадровая прозрачность принесет пользу театру, власти и зрителям. И добавит харизматичности руководителям высшего звена. Большой тем временем лихорадит на всех уровнях. Если первый человек главного театра страны не в курсе собственного будущего, то и зритель в своих отношениях с Большим не может чувствовать себя уверенно.

Источник: http://www.itogi.ru/iskus/2010/32/155466.html
Дата: 2010-08-10
WWF Russia.
PodcastAlley.com каналы Яндекс Add to Google